1984 год книга сравнивая с Библией. И не в том отношении, что она учит, как построить угнетенное и фанатичное общество (хотя и это сходство не стоит отрицать). А в том, что эту книгу должен знать каждый образованный человек, формирующий своё мировоззрение не с помощью лент соцсетей.
Оруэл, разумеется, вложил в этот роман критику коммунизма, развивающегося в то время с ужасающей силой. Отголоски того строя видны и в наши дни ( северная Корея к примеру). Но лишь отголоски. Почему? Потому, что настоящий коммунизм не был точной копией общества 1984. Он был лишь очередной вариацией расслоения на 3 класса. И он потерпел закономерный кризис, описанный в классификации Оруэла, как потеря желания править, или утрата уверенности в себе со стороны высшего класса общества. Кто бы мог подумать: СССР, ядерная держава, построенная на крови и живущая кровью, гроза обоих полушарий, единственный претендент на безоговорочное господство в мире - развалился только потому, что правители потеряли желание править.
Немыслимо, но это так.
И, тем не менее, многие ужасы, творившиеся в Океании Оруэла, имели место быть и в коммунистическом лагере. Репрессии, нелепый фанатизм, муштра, доносы, вечная нехватка самого необходимого, тотальный контроль, пытки ради пыток, красивая ложь, кричащая с плакатов.
Прав был В.В. Путин, когда сказал: Кто не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца. А у того, кто хочет вернуть его в прежнем виде – нет ума.
Это действительно был строй, который должен был себя изжить, притом очень рано. Либо контроль и преемственность власти должны были быть строже – на мотив 1984, либо совершенно иными (какими? А вот тут придумайте сами. Не можете? Ну тогда надеюсь наше правительство сможет. Потому как оно явно стремится построить неокоммунизм. И только остаётся надеяться, что не роман Оруэла стал их настольной книгой).
От самого романа многого не ждите. Нет там ни захватывающего сюжета, ни рецепта счастья, ни даже, удивительно, рецепта построения идеальной власти. Сплошь тьма, ужас и жалкие проблески надежды (на поверку лживой, выверенной коварным правительством). В общем, хепи-энда не ждите. И вообще ничего не ждите. Просто почерпните для себя то, что покажется важным.
С другой стороны - книга отрезвляет, позволяет увидеть явные прелести нынешней свободы и изобилия. А ведь реши верхние слои лишить нас этого - и мы ничего путного не сделаем. Полистаем "мемасики" в соцсетях, покачаем головой, и пойдем восхвалять Старшего Брата. Такова уж жизнь, и таковы мы - низший класс (ну может средний, не знаю на чьи глаза попадётся статья).
С другой стороны, все прочтенное мне напомнило мою жизнь в среде ортодоксальной церкви. Слепой фанатизм, восхваление того, кого видел только на экранах да картинках, жизнь под вечным надзором (мнимым или реальным, я так и не разобрался), жёсткое ограничение в естественных нуждах, и двоемыслие - тебе действительно вдалбливают в голову вторую реальность: мир создан за 6 дней, динозавры и мамонты вымерли во время Великого потопа, первые люди жили до тысячи лет, скоро Некто явится с небес, и нам всем капец).
Это действительно толкало на двоемыслие - ты помнишь, искренне помнишь о том, что миру миллиарды лет, что история развивалась долгие периоды, оставляя уйму доказательств, знаешь что сверхъестественного в жизни не видел... НО! Стараешься убедить себя в том, что миру всего 7 тысяч лет, что наука тебе врёт, что полуобезьяны-полулюди фальсификация, что Еврейская книжка (Библия) действительно свет во тьме, и всё в нашей жизни происходит по воле высшей силы. (Правда очень скоро убеждаешься в её немощи, и в самоубежденности на базе суеверного страха).
Короче говоря, я, дитя Единой России, не видел на своём веку политической неволи (и не пытайтесь меня кормить байками про Навального - бунтарей во все времена сажали, бесполезные акции, проплаченные из-за границы – разгоняли. Это никакая не "неволя", а обычная политическая жизнь, где не дают развиваться анархии), зато хлебнул узурпации там, где меня должны были научить любви и равенству.
Прикрепленная песня как раз отражает не политическое приложение романа, а "духовное", т.е. религиозное, особенно близкое мне.