Буквально только что закончил читать роман Рея Бредбери - "451 градус по Фаренгейту". Впечатления остались смешанные, так как реальность далеко отстала от ожиданий. Этот роман позиционируют как антиутопию, отражающую мрачный мир будущего, в котором нет места книгам, только "промывка мозгов" от злобного правительства. Но на деле - книга говорит о двух вещах: 1) О латентном сумасшествии автора. Уточню - латентном! Все персонажи страдают тем или иным душевным расстройством Монтаг - буйнопомешанный с синдромом спасителя мира (помешался и взбаламутил всех и вся, и даже пошёл на убийство) Битти - шизофреник с суицидальными наклонностями (цитировал несвязные куски произведений, складывая во вроде бы единый рассказ, но бессмысленный... А в конце жизни - решил подразнить вооружённого человека, зная его намерения) Фабер - параноик (столько лет прячет за картиной телевизор, проектирует оборудование для прослушивания, и невесть что ещё за кадром) Милдрет - пример человека с ограниченным кругом интересов ( подобное является одним из критических показателей в анамнезе душевнобольного) да к тому же склонный к суициду и наркозависимости Кларисса - с ней итак всё понятно, тут автор сам всё рассказал Я бы не был столь резок в присвоении диагнозов героям романа, если бы ни одно нелепое, но крайне важное обстоятельство - два года своей жизни я проработал бок об бок с врачом психиатром в психо-неврологическом диспансере, и был его писарем, секретарём, ай-ти консультантом, и чуть ли не заместителем во всех вопросах, в которых не требовалась подпись и печать. 2) Ещё роман говорит нам о цензуре - есть множество способов "сжечь" книгу. Иной раз достаточно убрать лишь один абзац, и книга становится просто текстом на бумаге, лишенным души и смысла. Я не представляю, например, Стругацких и их "Пикник на обочине" без слов "Счастье всем даром... И пусть никто не уйдёт обиженным". Замени это на - "чтобы наступил коммунизм и светлое будущее", и книга из "произведения на Века" превратится в пропаганду уже изжившего себя социализма. Нужно отдать должное футуристическим предсказаниям писателя - "ракушки в ушах" - те же "аирподсы"; стены - это скорее игровой компьютер с кучей мониторов; книги, которые стали скорее не нужны, чем неугодны; война, ставшая для многих чем-то далёким и их не касающемся. Также порадовал философский подтекст произведения - о творческой сущности человека, о его "важности", о том, что каждый из нас Книга, или даже Книжная полка "по ту сторону глаз", наполненная тем, что мы читали + познали. Оценил я и выпад против массовой "самодебилизации" населения планеты, и в этом свете - книги, как решение и лекарство. И ещё много чего. Затронутых философских тем так много, что этот вопрос требует отдельного исследования и критики. А вот что касается сюжета - тут прокол. Все события ясны как дважды два. Предсказуема вся книга до конца, стоило только ГГ поболтать с Клариссой, а бомбардировщикам пролететь на восток, как весь сюжет уже стал понятным до финиша. Более того - вся линейка рассказа держится на выходках помешанного Монтага, что невероятно утомляет. Про отсутствие адекватности у персонажей - я уже упоминал. К тому же, постоянный сумбур и сюрреализм происходящего намного удешевляет вплетённые в сюжет мысли. Да и мне, надо сказать, совсем пришёлся не по вкусу. Резюмирую: Книга не подойдёт а) ценителям антиутопий б) любителям хорошего сюжета в) требовательным к персонажам читателям Книга понравится: а) любителям хвастнуть тем, что читают "... вставить любой список мейнстримовых авторов..." б) ценителям сюрреализма, абстракций и недопоэтических образов в) любителям глубокой социальной, экзистенциальной и провинциальной философии. От себя добавлю короткий совет - не покупайте эту книгу в издании, что представлено на картинке! Этот образец явно неудачный - на 316 страницах текст, который мог спокойно уместиться в 140-160 ( в этом образце 170 слов на страницу... в средне статистической книге 350 ). А ведь могли бы ещё бонусом закинуть что-нибудь из Брэдбери. Ну и обложка - взята из стоковых изображений, притом совершенно не подходящих под тему ( достаточно почитать описание "Гончей", чтобы понять, что у неё нет ничего общего с доберманом, да и вообще, с собакой.... Это не говоря уже и о том, что на картинке военный с патронтажем, а не пожарный). В общем, все попали под раздачу. А я остался доволен)))

Теги других блогов: литература антиутопия цинзура