Приношу извинения за столь долгое молчание. Дело совсем не в том, что я бросил читать. Как раз наоборот - в этот период я много читал, и ещё больше - писал. Очень надеюсь, что в Августе свет увидит моя первая повесть в жанре - научная фантастика. А пока хочу поделиться впечатлениями о произведении, оставившем наиболее сильное впечатление за прошедшие месяцы. Герберт Уэльс - Остров доктора Моро. Неувядающая классика мировой фантастики, и глубокая философская мысль, или лучше - аллегория, выражающая философскую мысль. Сюжет прост в своей поверхностной идее, и не выдерживает ни одной научной критики. Но это не имеет никакого значения, в сравнении с глубиной. Протагонист в результате кораблекрушения оказывается на острове Ноубл ( к слову - этот остров реально существует), на котором поселился изгнанный из научного общества, гениальный вивисектор-трансплантолог - доктор Моро. Он, вместе со своим помощником, доктором Монтгомери, ставит чудовищные эксперименты по превращению диких зверей в людей. И достигает этого путём страшнейших операций без анестезии, гипноза и терапии страданий. Однако получающиеся образцы совсем не удовлетворяют доктора Моро - в каждом из них он видит внутреннего зверя, которого не может выносить. Другое дело - доктор Монтгомери, искренне сочувствующий обитателям острова, притом сам утопающий в пороке пьянства и нелюдимости. Думаю такого вступления достаточно, что бы раскрыть образ, заложенный в глубину истории (а кому не достаточно - рекомендую ознакомиться с самим произведением). Доктор Моро - самый яркий образ Бога Отца, отражённый когда либо в иносказательной, около атеистической, литературе. Тиран и деспот, непонятый гений, Творец и Властитель. Он творил десять лет (прототип 6 дней), и добрался до самого совершенного из своих произведений - до человека. Но, его ждало разочарование - в творении сидит зверь - лютый, отвергающий образ своего создателя внутри себя. Зверь, для которого необходимо придумать Закон, что бы тот не возобладал над сотворенной сущностью. Но как долго зверь будет стремится сохранять человеческую сущность (или человек Божественную), когда Закон страха потеряет свою силу? Когда зверь понимает свою свободу от Творца - долго ли он будет ходить на двух лапах? В этой же истории есть и иносказание - последствия Эпохи Возрождения - отказ от церковных догм, как причина падения нравов. Но, как бы то ни было (в интерпретации Уэльса) Бог Творец – безжалостный, холодный, расчётливый скульптор, глухой к воплями страдания, и чуткий к звериной натуре (грешной натуре). Думаю каждый в Монтгомери увидит Сына Божьего - Иисуса Христа - сострадательную личность, (как и прототип) не брезгующую алкоголем. К слову - даже в сюжете книги Монтгомери выступает спасителем - именно ему протагонист обязан своим извлечением из морской пучины. Но он, Монтгомери, выступает единой силой с Моро ( и в принципе своего существования без него не видит), и избавления от страха к Зверо-людям так и не приходит. Приходит только ещё один обладатель кнута (а где пряники то?) Сострадательный обладатель кнута. В этом свете протагонист вообще выступил как ипостась Диавола - именно он спровоцировал бунт Зверо-людей на острове. А в итоге - довёл их до прежнего, звериного состояния своим неумелым управлением. Конечно, на этот счет можно много услышать возражений, особенно в части того, что Бог Отец не так жесток как Моро. Но, таким спорщикам я посоветую открыть новостную ленту - мир полон боли и страдания. Бог либо смотрит на всё это, творя через этот ужас Человека по своему Образу и Подобию. Либо Он уже давным-давно мёртв, как и доктор Моро. Автор рецензии: Сениянц А.

Теги других блогов: книги рецензия фантастика